• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
17:37 

Практикум по SIM-технологиям (программа)


Системно-информационное моделирование психики

(Практикум по SIM-технологиям)


Предлагаемая технология родилась как творческий синтез открытий в
самых разных областях знания: глубинной психологии с ее многочисленными
школами, соционики, различных теорий и классификаций личности,
замечательного интегрального подхода американского ученого К.Уилбера,
теории систем, синергетики, философии, социологии, этнологии,
культурологии, физики, менеджмента, системной медицины и многих других. В
основу положено открытое З.Фрейдом и К.Юнгом функциональное строение
психики, ее элементы и «блоки», а также некоторые принципы моделирования
сложных нелинейных систем. Именно этим объясняется первая часть
названия SimTim – системно-информационное моделирование.


Программа


1. Новый подход к построению универсальной модели психики с учетом глубинно-психологических закономерностей.


2. Понятие устойчивого типа психики: врожденная матрица + приобретенная до 5-ти лет.


3. Новый подход к классификации устойчивых психотипов, теория и практика.


4. Трехуровневая структура личности: 1)врожденная матрица,
2)приобретенная до 5-ти лет и 3)актуализированная матрица (та, которой
личность вполне ответственно овладела на уровне „профессионала”
(размерность – 3) на данном этапе жизни). Возможные пути саморазвития
для каждого из 16 х 12 = 192 устойчивых типов психики.


5. Список наиболее распространенных ошибок при определении психологического типа, их причины и как этого избежать.


6. Влияние страны проживания, национальности, знаков зодиака, пола,
возраста, состояния здоровья, постоянного рода деятельности, населенного
пункта.


7. Новый подход к понятию интертипных отношений. „Матрешка личности” и все то, что серьезно влияет на совместимость.


8. Фазы духовно-личностного развития. Ступени общечеловеческого
развития в интегральном учении К.Уилбера, их соответствие 16-ти
абстрактным матрицам отношений в соционике. Четыре "потока психики" в
каждом из нас.


9. Теория относительности для наук о человеке и обществе. Трехмерная
решетка Уилбера-Комбса: каким видится каждый из 16 уровней реальности
людям, находящимся на одной из 16-ти ступеней развития с учетом 192-х
типов психики.


10. Критическое переосмысление некоторых других соционических понятий
и законов: „размерность функций”, „закон сменяемости квадр”,
"квадральные ценности", связь сознания с бессознательным, соотношение
4-х квадр с 4-мя перинатальными матрицами С.Грофа, некоторые интертипные
отношения между „чистыми” матрицами.


11. Методика определения врожденного (генетически заданного) типа и
подтипа (акцента), приобретенного под эмоционально-сенсорным влиянием
матери (перинатальный период и до 3-5 лет). Определение профиля
личностного развития по нескольким самостоятельным линиям развития
(физическое, нравственное, абстрактно-логическое, эмоциональное,
предпринимательское, технико-прикладное, образно-художественное и т.д.


12. Наиболее эффективные методы психотерапии, гармонизации психики
для каждого из 16-ти уровней духовного развития по К.Уилберу с учетом
устойчивых психотипов.



13. Применение SIMTIM-технологий в кадровом менеджменте, корпоративном
управлении, службах знакомств, выборе рода занятий, выборе хорошего
специалиста (врача, учителя, юриста), в образовании, воспитании,
самокоррекции, самопсихотерапии, для решения других важных проблем.


14.Перспектива создания единого языка и единого критерия для
обобщения накопленной информации в области обществознания и
человекознания. Примеры перевода базовых понятий и главных идей
различных психологических школ на один общий язык.



Приложение 1. Таблицы, схемы, графики, рисунки, статистика и пр.

Приложение 2. База данных и точного типирования по известным личностям.

Приложение 3. Образцы успешного применения SIMTIM-технологии в разных областях.

Приложение 4. Фотокаталог точного типирования по врожденной матрице.

Приложение 5. Базы данных и статистика по супружеским парам и их детям.

simtim.org/node/3185



22:59 

Что делать деловому логику в стране с интегральным типом Драйзер?


Если рассматривать страну с интегральным типом Драйзер, то
"дуалом" для нее будет страна с интегральным типом Джек Лондон, влияние
этой второй страны на все процессы и на сознание людей в первой -
огромное и весьма некритичное, внушаемое. А интуиция+логика и должна в
этико-сенсорной стране подавляться, вытесняться в "Тень", где она
функционирует уже не индивидуальным, а групповым способом, по
преимуществу бессознательно для общества.


На Западе, особенно в очень логичных странах, наоборот, эти функции
хорошо дифференцированы, развиты, не смешаны с чувством, ощущением, с их
помощью сознательно организовываются разные структуры, механизмы
взаимодействия между людьми. Там намного больше возможностей для
индивидуального развития логики+интуиции, а сенсорика+этика, наоборот,
частью жестко нормирована, а частью подавлена и функционирует в "Тени".
(Это очень схематично и упрощенно.)


Что делать людям с развитой деловой логикой в странах, где она по
определению носит коллективный, а не индивидуальный характер? Найти
способ сотрудничать с дополняющими типами, но более креативными, которые
в определенных вещах стоят выше традиционного уклада жизни. находить
работу поближе к технике, подальше от манипуляций отношениями и т.п.
Думаю, со временем найдем более подробный ответ, а пока замечу только,
что любая сложная система многомерна, неоднородна и в ней всегда есть
какие-то ниши для самых разных людей с разными способностями, есть как
островки старого, так и островки нового ("точки роста";).

 


Кроме того, существует принцип фрактальности, который можно понимать
двояко: 1)вертикальная фрактальность как самоподобие на разных уровнях
организации (иерархически вложенные друг в друга системы и подсистемы
пронизаны единым принципом организации, некоторыми "параметрами
порядка", "душой", образованной при "рождении" системы и неизменной до
ее "гибели";); 2)горизонтальная фрактальность (в каждом из, допустим,
16-ти аспектов, функциональных сторон какой-то системы, в свою очередь,
можно выделить те же 16 аспектов и т.д.).


Так вот, во многих группах Джек (и любой другой тип) может найти
какой-то способ для применения своих способностей при условии, что он
овладел этими способностями на уровне «сверхчеловека» или хотя бы
«профессионала», но если он владеет ими на уровне «ребенка» или
«машины», то ему будет хорошо только в тех группах, где такое низкое
развитие этой способности поощряется и принимается за должное. Вот так
вот все очень просто. А об этих четырех уровнях развития любой функции -
как-нибудь в другой раз.

simtim.org/node/3184



19:23 

Критерий практики - 2

Говорят, мы живем на пороге самой свободной эры. Говорят, что чисто
технически уже давно возможно решить многие глобальные проблемы и…
забыть о них навсегда! Допустим, что это действительно так. Почему же
науки о человеке, практика его гармоничного развития («расширенное
духовное воспроизводство человека») катастрофическим образом отстают от
технического прогресса, ведь они, наоборот, должны его опережать для
того, чтобы мог произойти качественный скачок? Иначе не избежать отката и
падения.



Всем известна сентенция: «практика – критерий истины». Однако зачастую
практика разных людей слишком разная и даже противоположна. Это
естественно, поскольку весь опыт протекает и «фильтрируется» через
определенные устойчивые и „переменные» свойства психики, начиная с
физиологических особенностей и заканчивая убеждениями, идеалами,
ценностями.





Многие знают, о том, что в Японии построен удивительный сад Реандзю,
символизирующий эту относительность и неполноту человеческого познания.
Из каждой обзорной террасы видно лишь 14 из 15-ти камней, один – всегда
невидим. Но жизнь показывает, что все как раз наоборот: чаще мы видим
только один, «свой», камень, а 14 остальных не замечаем. Видимо, наше
сознание и бессознательное ближе всего связано именно с этим одним
камнем, и поэтому нам так трудно прийти к общему пониманию.



Таким образом, большинство философов и психологов ссылаются на
пресловутый «критерий практики». Уместно было бы у них спросить: «А в
чем критерий самой практики?» Обычно философы отвечают: «В самой
практике», «в практике всего человечества» и т.п. Могут сослаться на
творчески-преобразующий, «революционный» уровень практики, что уже ближе
к истине, но все равно слишком расплывчато и многозначно. То, что для
одного человека выступает как вполне определенный знак, имеющий четкое
значение, для других в лучшем случае является только символом, а то и
вообще «информационным шумом». Это связано с невиданными ранее
возможностями для демократического, плюралистического и личностного
развития.



Вместе с тем появились и невиданные ранее предпосылки для непонимания и
конфликтов между людьми на личностной основе. Общая для всех
коллективная душа, которой обладали примитивные люди, ушла в прошлое. С
другой стороны, родовые, кровные, этнические и религиозные связи между
людьми настолько ослабли, что часто уже не в состоянии помочь людям
понять друг друга.

http://simtim.org/node/3486

16:06 

Проблема «критерия практики» или Вавилонская башня


Проблема «критерия практики» или Вавилонская башня


В естественных науках есть общепринятые, неизменяемые при переходе от
культуры к культуре, от человека к человеку инструменты исследования
(инструменты в широком смысле – как совокупность средств получения
нового знания и распространения его в обществе).

Общественно-гуманитарные науки такими инструментами, по всей видимости,
не располагают, поскольку существует не одна, а большое множество
психологий, социологий и философий.

Причина в том, что психика отдельных людей и социетальная психика
одновременно являются и субъектами, и носителями, и главными
„инструментами” социально-гуманитарного познания. Другими словами, здесь
уже никак нельзя пренебречь различным устойством психики,
абстрагироваться от этого, так как сама психика – индивидуальная либо
коллективная – является объектом и предметом изучения. Этот факт все еще
недостаточно осознается и теоретически осмысляется гуманитариями.

В наиболее развитых теоретических системах знания четко обозначены
ключевые понятия, существует одна для всех стран парадигма, а также один
научный "язык", базирующийся либо на математике, либо на общих законах
мышления и познания. Однако в социологии, психологии, философии,
политической и социальной психологии, этнологии и других
общественно-гуманитарных областях "мирно уживаются", соседствуют
множество подходов, парадигм, вплоть до противоположных, связанных или с
индивидуальными особенностями отдельных ученых – их творцов, или с
особенностями национального менталитета, или с типом
социально-политического устройства, или же со ступенью психосоциальной
зрелости какой-либо страны. (Продолжение следует)

http://simtim.org/node/3484

00:15 

SIMTIM для практических психологов


Что может дать SIMTIM-технология практическим психологам

(Тезисы выступления на «Open Space»)



1) Мы хотели бы познакомить психотерапевтов-практиков с нашими
некоторыми наработками на пересечении соционики, социальной психологии,
глубинной психологии и психотерапии.



2) Вкратце наш подход можно обозначить следующим образом. Мы берем из
соционики, на наш взгляд, самое ценное – идею формализованных моделей
психики и теорию информационных аспектов, которые мы используем как
инструмент систематизации теории и практики социальной психологии,
глубинной психологии и других отраслей человеко- и обществоведения.



Кроме того, методы и инструменты соционики нами в корне переосмыслены и
переработаны, исходя из принципов и методов тех же глубинной психологии,
философии, социологии, социальной психологии, этнологии, теории систем и
т.д. Этот процесс двуединый, он идет одновременно в двух направлениях.
Сейчас мы вплотную подошли к этапу интеграции нашей технологии с
практической психотерапией.



3) Какое значение все это может иметь для практики психотерапии? Мы
видим несколько таких проблем, узловых точек, где наши наработки могли
бы быть полезными.







а) На этапе психодиагностики наша методика дает возможность учитывать и
четко отделять друг от друга различные факторы, принимающие участие в
формировании конкретной личности и ее психического состояния:
генетически-психические, приобретенные и закрепленные в раннем детском
возрасте, приобретенные в ходе дальнейшей социализации и т.д.



б) На этапе психотерапии специалист может лучше видеть изменения психики
клиента, направление и истинное значение этих изменений, поскольку он
уже заранее знает устойчивую структуру его психики, знает наполненность и
индивидуально-типологические особенности таких «психических органов»
как «Анима \ Анимус», «Персона», «Цензура», «Я-идеал (Высшее Я)»,
«Управление», «Тень», «Ребенок (Удовольствие)», «Поисково-ориентационные
механизмы», «Инструментальность», «Самосознание», «Совесть»,
«Пассионарность», «Спонтанность», «Рефлексия», «Управление».



в) Зная устойчивую психическую структуру клиента и его базовые ценности
(между этими вещами существует корреляционная связь), можно подбирать
экспертов-психотерапевтов, которые находятся с ним в самых
конструктивных и благоприятных отношениях применительно к его проблемам.
Кроме того, можно предусмотреть и избежать неудачной психотерапии,
вызванной неблагоприятным сочетанием устойчивых психотипов клиента и
терапевта, конфликтом их ценностей и т.д.



г) Учет коллективной психики (микрогрупового,
социально-профессионального и социетального уровней), ее
представленности в психике клиента, роли КП во внутриличностных
конфликтах значительно облегчается и становится упорядоченным и
компактным (происходит «свертка» массива информации).



д) Построение всей системы психотерапевтической помощи, процесс
признания и восприятия ее в обществе будет происходить эффективнее,
успешнее, если «подбор кадров» в психотерапии будет вестись с учетом
устойчивой структуры психики экспертов, их способности к альтруизму и
эмпатии, к проникновению в глубинно-психологическую сущность вещей,
способности учесть все упомянутые выше факторы.



е) В ходе помощи клиенту наш метод (SIMTIM-технология) позволяет сразу
увидеть всю структуру его отношений с другими в тех малых и средних
группах, в которые он включен; быстрее обнаружить источники актуальных и
потенциальных конфликтов, дискомфорта и неуспехов, обусловленных
психологической несовместимостью, расхождением в ценностях и
стратегических жизненных приоритетах, отсутствием «социального запроса»,
заказа на определенные типы психики.



ж) Методика определения объективной трехслойной устойчивой структуры
психики поможет точнее проводить диагностику и прогнозировать дальнейшее
восстановление психического здоровья. Как известно, определенные
устойчивые типы склонны к определенным типам расстройства. При оказании
помощи при одинаковых условиях разные типы (всего их 192) развиваются и
реагируют на терапию по-разному, они в разной мере могут воспользоваться
даже, казалось бы, одинаковым результатом терапии (степень
субъектности, ответственности и т.п. в различных областях
действительности в различных типов остается существенно разной, и этим
нельзя пренебречь).



Таким образом, SIMTIM-технология указывает на определенные границы,
которые накладывают на психотерапию устойчивые типы психики как
экспертов, так и клиентов.



з) Наконец, наш подход позволяет определить психическую структуру
создателей или же лидеров различных направлений психотерапии на Западе и
в странах СНГ; проанализировать, как меняется тот или иной метод в
зависимости от психотипа новых лидеров той или иной школы; в какой мере
можно говорить о творческом и необходимом развитии метода, а в какой
имеет место имитация, самопиар и банальный «бизнес-проект».



Этим ценность представленной технологии для психологической практики
далеко не исчерпана. Тем не менее, в форме тезисов мы попытались
привлечь внимание психотерапевтов к новой перспективной методике.

http://simtim.org/node/3451

11:53 

По поводу признаков Рейнина

Cчитаю,
к этим "признакам", которые все касаются бесчисленного количества
разрозненных деталей, надо относиться очень критически. На практике они
работают не намного лучше, чем случайное попадание, так как под ними
нету системы, проверенной столетиями, базы точного психологического
знания (от физиол…
simtim.org

Соционика - продолжение следует

главная